иркутский художественный музей усадьба имени владимира платоновича сукачева
 

Владимир Платонович Сукачев
 
   

Усадьба >>> История усадьбы

ИСТОРИЯ УСАДЬБЫ

Судьба уютной, окружённой зеленью парка городской усадьбы Владимира Платоновича Сукачёва сложилась удачно. Ей повезло боль­ше, чем иным усадьбам: большая часть усадеб­ных строений и парков практически исчезла, иные утратили свой эстетический вид и требу­ют значительной реконструкции. Сохранились её историческая целостность, ландшафтная основа, в значительной степени парковая зона и изумительной красоты зда­ния с дивной пропильной резьбой. В наши дни усадьба представляет собою подлинное материальное свидетельство, харак­теризующее достижения сибирского зодчества в области архитектурной ансамблевости и са­дово-паркового искусства XIX столетия, непре­ходящую ценность минувших времен, духов­ное состояние и эстетические потребности да­вно ушедших поколений. Усадьба Сукачевых строилась в период 1882 - 1888 годов и вплоть до отъезда своих владельцев была одним из культурных и духовных центров Иркутска, местом притяжения интеллигентных людей, натур творческих — ученых, писателей и ху­дожников, музыкантов и артистов, центром формирования уникальной сибирской картин­ной галереи и проведения общественных благотворительных мероприятий. Датой основания уникальной иркутской усадьбы можно считать 1882 год, именно эта дата обозначена над входом центрального здания усадьбы. Во время надстройки главного дома усадь­бы вторым этажом были внесены некоторые коррективы в обустройство здания. Так, цент­ральный вход со стороны улицы Ленинской был убран, зато появились два боковых. В 1884 году северо-восточный угол здания приобре­тает ступенеобразную форму за счет неболь­ших пристроек. Изменения в облике здания, скорее всего, были связаны с начавшейся планировкой парка, сооружением малых архитектурных форм и видовых площадок. Фасад бревенчатого под четырехскатной крышей дома, как, впрочем, и других строений, богато украшен декоративными элементами, поражающими своей причудливой, фантасти­ческой формой. Причелины, карнизные пояс­ки, кронштейны, заполнения фронтонов свиде­тельствуют о богатой фантазии и изобретатель­ности сибирских мастеров в трактовке слож­ного орнамента. Общение с местными народа­ми и развитие экономических и культурных связей с Китаем и Монголией не прошли бес­следно для формирования художественного вкуса сибирских зодчих и развития декора­тивного искусства рус­ского сибирского зод­чества. Фигуры драко­нов, стилизованное изображение цветов, слож­ные завершения надкарнизной доски при­чудливым фантасти­ческим силуэтом — всё напоминает орнамен­тальные формы Восто­ка. Главный дом венча­ет трехлапый, обвитый канатом якорь — до­минанта всей усадьбы, её самая высокая точ­ка. Изменения в облике главного двухэтажно­го дома усадьбы продолжались и позднее: хо­зяева заботились и об обустройстве его интерь­еров, и о приспособленности для тёплых се­мейных вечеров и для очень ценного и доро­гого — художественной галереи, ставшей час­тью их жизни, предметом постоянной заботы и гордости. Вечера были одними из самых на­полненных часов семейной жизни и создава­ли особую атмосферу глубокого единения и взаимопонимания. Сложное архитектурное и художественное решение внутреннего пространства главного дома, декоративное убранство интерьеров с применением штукатурных тяг и фризов в виде геометрических орнаментов, лепных плафонов под светильники и люстры — всё было вы­полнено с тем чувством меры и изысканности, которое свидетельствовало о хорошем худо­жественном вкусе владельцев. На второй этаж вела лестница с ограждением из изящных балясин. В богато декорированной гостиной, ра­бочем кабинете хозяина усадьбы, библиотеке и комнатах размещались рояль, высокие зер­кала, оправленные в старинные рамы с резны­ми «коронами», инкрустированные и оправ­ленные бронзой столики, угольники, бюро, сту­лья, кресла и диванчики, обшитые кожей и са­фьяном, редкие китайские ширмы и вазы, пре­восходные бронзовые канде­лябры и изысканный фар­фор российских и европей­ских фирм. Все комнаты дома были наполнены картина­ми - это и была коллекция русской живописи XIX столетия, сложившаяся за три десятилетия. Жилые комнаты, предна­значенные для личной жиз­ни семьи, отсутствовали. Ско­рее всего, апартаменты Сукачёвых располага­лись в деревянном доме, стоявшем на углу Ланинской и 1-й Иерусалимской улиц, впослед­ствии «благополучно» снесенном. Последнее наиболее значительное строи­тельство, развернутое у главного дома, отно­сится к 1888 году — сооружение диагонально­го каменного пристроя с зимним садом и биль­ярдной, являвшегося естественным продолже­нием крытой веранды. И веранда и сад были наполнены растениями и в течение всего года — светом, льющимся из высоких оконных проемов. Для отопления пристроя и всего дома служил глубокий подвал с чугунной печью, привезённой из Санкт-Петербурга и обеспечи­вавшей дом теплом вплоть до 80-х годов про­шедшего века. Интерьер зимнего сада и биль­ярдной отличался большим вкусом и изяще­ством: кессонный потолок, оформленный профилированными поясками и объемными рез­ными элементами, полуциркульные окна со сложным криволинейным членением фрамуг, филенчатые двери с профилированной налич­кой - создавали художественно законченное и безупречное в плане пропорциональности элементов пространство. Справа и слева от выхода в парк были расположены высокие белые печи с профилированными карнизами. Деревянная оранжерея, построенная в юго-восточной части усадьбы, приятно удивляла гостей редкими растениями. К 1884 году Сукачёвы приобретают значительную часть Кокуевской рощи, а к 1888 году завершают освое­ние её территории. К этому времени закончилось и фор­мирование всего обширного усадебного комплекса, намно­го превосходившего город­ские усадебные постройки старого Иркутска по терри­тории и изысканности деко­ративного убранства. В него входили: главный двухэтаж­ный дом с диагональным пристроем для зимнего са­да и бильярдной, двухэтаж­ный флигель для прислуги с ажурной открытой галере­ей с трёх сторон второго эта­жа, одноэтажный дом для го­стей, службы с конюшней, школа для девочек, амбары, оранжерея, ледник, каретник, павильон «Горка» и большой рос­кошный парк с малыми архитектурными фор­мами и гротом. Зона усадебных построек разместилась ком­пактно, за исключением школы для девочек из неимущих семей, расположенной на другом конце парка и выходящей на 1-ю Иерусалимскую улицу центральным фасадом и большим крытым крыльцом. Под четырёхклассную шко­лу для девочек был приспособлен дом пору­чика А. Павлинова, достроенный ещё одним крылом и украшенный по фризу пропильной резьбой, выполненной с большой выдумкой и изяществом. Усадебные постройки - каретник для зим­них и летних экипажей, службы с конюшней были типовыми для Иркутска. По-иному об­стояло дело с флиге­лем для прислуги и центральным домом с картинной галереей. Скорее всего, проекты для них носили инди­видуальный характер, поэтому даже при са­мом тщательном иссле­довании аналогов им найдено не было. Постепенно в парке отстраиваются арки, грот и беседки. Центральная беседка - двухэтажная «беседка-горка», или «павиль­он Горка», - в зимнее время превращалась в горку для катания за счет ската, пристроенного к ее второму этажу. Усадьба В. П. Сукачёва явилась ярким при­мером совершенствования архитектурных и строительных приемов, введения новых декора­тивных элементов, благотворно прижившихся в Иркутске в послед­ней трети девятнадца­того столетия. Анало­гов ей нет не только в Иркутском регионе, но и во всей Сибири. Архитектурно-сти­левая направленность внешнего облика всех построек усадебного комплекса имеет об­щие элементы и худо­жественные мотивы в декоративном офор­млении фасадов. Орга­ническое сплетение ар­хитектурно-художест­венных приёмов, свой­ственных сибирскому зодчеству, наличие вос­точных мотивов в элементах декора домов усадьбы создают неповторимую гармонию сти­ля, который можно определить как «модерн» в деревянной архитектуре. При более внима­тельном изучении усадьбы Сукачёвых можно найти детали, не характерные для Иркутска, но напоминающие уютные, небольшие малороссийские усадьбы с домами, украшенны­ми легкими верандами и опоясывающими резными деревянными галереями вокруг второго этажа. Но вернёмся к иркутской усадьбе. Её окру­жал прекрасный и самый значительный в Ир­кутске садово-парко­вый ансамбль, в основе сохранивший и в наши дни первона­чальную планировку, осуществленную по за­мыслам его создателей. По оси зимнего сада центрального здания была проложена «береговая» аллея парка, пересекающая зеленый массив Кокуевской ро­щи по диагонали в северо-западном направлении. В летнее время из-за пышной раститель­ности аллея не просматривалась и оттого каза­лась бесконечной. Значительный зеленый мас­сив, от главной аллеи до 1-й Иерусалимской улицы, оставался естественной зелёной зоной со смешанным лесом из берёз, всевозможных кустарников и полевых растений и не под­вергался какой-либо регулярной плакировке. «Берёзовая аллея» вела к «беседке-горке» — главной доминанте парка — и заканчивалась Гротом с чугунной беседкой и видовой площад­кой. Неподалёку от «беседки-горки» была по­сажена ель, с годами превратившаяся в рос­кошное пышное дерево, доставлявшее в дни новогодних торжеств массу удовольствий оби­тателям усадьбы и её гостям. Часть парка, примыкающая к Ланинской улице — центральной для этой части Иркут­ска, — была тщательно продумана и спланиро­вана. В парковой зоне было проложено ещё несколько аллей. «Главная» аллея, с обеих сторон окружен­ная рядом высоких лиственниц, выходила на Ланинскую через главный въезд в усадьбу и соединяла с городом все жилые и хозяйственные постройки усадьбы. В северо-восточном направлении к Ланинской шла «межевая», или «смешанная» аллея. Её появлению способствовала межа, сохранив­шаяся с того времени, когда территория усадь­бы принадлежала разным хозяевам. Межа была расширена и превращена в аллею, связываю­щую центральную часть «берёзовой аллеи» с видовой площадкой, с которой открывался обзор городских пред­местий со старинными монастырями и посте­пенно осваиваемы­ми лесными массива­ми. Тенистая «листвен­ная» аллея выходила на Успенскую площадь (ныне площадь Дека­бристов) с Успенской церковью и духовной семинарией и соеди­няла с ней усадебный комплекс. Извилистые дорожки и тропинки прони­зывали парк во всех направлениях и создава­ли тонкую пешеходную сеть всего комплекса. Экологический и природно-географический состав флоры парка был обширен: растения, свойственные более сухим местообитаниям, со­существовали с видами влажных и умерен­ных зон. Типичные для местных садов и пар­ков растения соседствовали с редкими для Сибири, ранее не произраставшими в этих кра­ях: медоносные липы, теневыносливые вязы, клены, груша уссурийская, тополь бальзамиче­ский, карагана и венгерская сирень. Листвен­ницы, ели, сосны, кедры, тополя, берёзы дости­гали высоты двадцати — двадцати пяти мет­ров и своими пышными кронами образовыва­ли высокий зелёный шатер над обширным про­странством сада. Менее высокие ряды насаждений из вязов, лип, рябины, яблонь и груш, клёнов и черёму­хи создавали очаровательные уголки со спа­сительной для жарких дней тенью. Превосход­ным дополнением к богатству форм и красок парка были красивые декоративные кусты желтой акации, венгерской сирени, кизильни­ка, кроваво-красного боярышника, иглистой розы, жимолости, груши уссурийской, произ­водившие чарующее впечатление своей деко­ративностью и непрерывным многоцветием в течение года. Парк был ослепительно прекрасен во все времена года. Декоративная раститель­ность регулярной части пар­ка, лучевидная планировка аллей с извивающимися тро­пинками и внезапно воз­никающими из зелени сада архитектурными формами, ажурные арки, беседки, искус­ственные горки и живописные гроты — всё на­поминало «альпийский парк» и было настоя­щим произведением искусства. В композици­онном отношении регулярная часть парка от­личалась лёгкостью, цельностью и удобством, и, несмотря на плотные кроны вечнозелёных хвойных деревьев, парк был наполнен светом. Особую ценность составляли цветы. Композиции из цветов были великолепны и доставляли окружающим огромное эстети­ческое удовольствие. Розы, тюльпаны, астры, фиалки, дельфиниумы, медуницы, примулы, водосборы, ветреницы, прострелы, золотарни­ки - создавали атмосферу праздничного многоцветия и волнующих ароматов. Травянистая флора парка была необычай­но богата и содержала немало лекарственных растений. Посадки овощей осуществлялись на приуса­дебном огороде. В садово-парковой зоне ово­щи иногда соседствовали с цветами и декора­тивностью своих форм и необычностью приме­нения дополняли общее восторженное впечат­ление от парка. Из-за болезни Надежды Владимировны Сукачёв в январе 1898 года подаст прошение об отставке, и семья покидает Иркутск. Редкие приезды в Иркутск не вносили перемен в уса­дебный быт: прислуга, оставшаяся в усадьбе, продолжала размеренно выполнять свои обя­занности — содержать дома и сад, обслуживая и постояльцев усадьбы, жилые помещения, ве­роятно, из-за сложных финансовых обстоя­тельств хозяина, постоянно сдавались в арен­ду. До 1905 года доверенным Сукачёва в уп­равлении усадьбой и постояльцем усадьбы был Николай Иванович Глушков. В по­следующие годы эта миссия была возложена на Владимира Болеславо­вича Шостаковича. Усадьба и её главный дом вплоть до 1920 года представ­ляли собою практически не­тронутый временем и людь­ми уголок ушедшего столе­тия, наполненный живопис­ными полотнами, мебелью, скульптурой, старинной посу­дой и многими цепными для её владельцев вещами. В 1920 году по поручению Надежды Владимировны, Шостакович осущест­вляет передачу всего имуще­ства усадьбы новым советским властям в лице представителей Иркутского губернского от­дела народного образования. После муниципализации усадьбы в 1920 году в ней поочередно были размещены не затронутые «щедрым» финансированием на хозяйственные нужды иркутские школы-комму­ны «Новая жизнь», «Дом ребёнка», «Детский сад», с выделением им небольших участков земли. Это спасло дома от разорения, сноса или капи­тальных переделок. В здани­ях осталась прежняя плани­ровка, сохранились лепнина потолков и стен, двери и бронзовая фурнитура дверей и окон, печи и узорочье декоративного убранства фаса­дов. Парк десятилетиями ис­пользовался как городской сад, именовавшийся Перво­майским. В нём пребывали зверинец, танцплощадка, раз­личные аттракционы, биль­ярд и знаменитая в городе карусель. Зелёная неухожен­ная зона парка изменила свой вид: состарились некоторые виды деревьев, затянулись зе­ленью и травой аллеи и до­рожки, одичала раститель­ность, превратив когда-то с любовью обустроенный сад в густые заросли. Однако видовой состав дре­весных насаждений практически не изменил­ся с 1888 года, изменилось лишь соотношение видов. Как и прежде, в парке растут кедры, лист­венницы, берёзы, клёны, тополя. Сохранились «реликтовые» посадки деревьев и кустарни­ков, произведённые Сукачёвыми, и пешеход­ные связи, проложенные ими. В 1987 году уникальный усадебный комп­лекс с обширным старинным парком вошёл в состав Иркутского художественного музея, но­сящего имя своего основателя - Владимира Платоновича Сукачёва. В наследство музею достались главный дом, флигели, каретник, службы с конюшней, ледник и школа для де­вочек. Не повезло малым архитектурным фор­мам парка и амбарам, утраченным к нашим дням. Усадебному комплексу был придан ста­тус памятника федерального значения. Многолетние натурные, архитектурные ис­следования, инженерно-технологические, историко-архивные, дендрологические и биологи­ческие изыскания, проведённые большим ав­торским коллективом, воссоздали картину формирования архитектурно-паркового ан­самбля '. Сохранились планы строений и пар­ка, воспоминания современников, фотографии зелёных зон усадьбы и интерьеров домов, сде­ланные владельцами в 1890-х годах и дошедшие до наших дней благодаря их потом­кам. В результате об­ширных многолетних исследований был со­здан генеральный план усадьбы, появились проекты реставрации архитектурных памят­ников и парковой зо­ны, позволившие в 1989 году начать реставрационные рабо­ты, а десятилетие спу­стя — развернуть ме­мориальные экспозиции для приёма посетите­лей в главном доме усадьбы, флигелях и служ­бах с конюшней. Совершенно полная реставрация усадебного комплекса невозможна. В течение двадцатого столетия, в связи с захватом части земли под строительство, его территория не­сколько сократилась, изменению подверглась и окружающая его среда, усилилось отрица­тельное влияние внешних неблагоприятных факторов современной городской инфраструк­туры. В наши дни усадьба располагается на пересечении нескольких крупных городских пешеходных и транспортных магистралей с со­средоточенными на них объектами социально­го назначения и плотной жилой застройкой. В наши дни мемориальная усадьба стала национальным достоянием, особой ценностью Иркутска, в усадьбе бережно сохраняется хро­ника былого — воспоминания об ушедшей эпо­хе и её современниках, в совершенстве владев­ших величайшим искусством общения с ины­ми поколениями и иными временами.