иркутский художественный музей усадьба имени владимира платоновича сукачева
 

Владимир Платонович Сукачев
 
   


СМИ о нас >>> Статья

Пятый турнир памяти В.П. Сукачева. Байкальские вести, 4-10.08.2009 г.

Газета «Байкальские вести» остается верна своим традициям, организовав в этом году турнир памяти известного дореволюционного иркутского общественного деятеля, мецената и городского головы Владимира Платоновича Сукачева.

Нынешнее культурно-шахматное мероприятие стало пятым по счету, то есть своего рода юбилейным. В нашем переменчивом мире многие традиции, даже самые привлекательные, нередко отмирают или приобретают менее регулярный, чем прежде, характер (например, начинают отмечаться не каждый год, а раз в два-три года), поэтому одно то, что турнир дошел до своей первой «полукруглой» отметки, - уже здорово.

Правда, в этом году он оказался как никогда в сложной ситуации. И даже не в кризисе дело, хотя такой фактор, конечно, не может не влиять. Стечение определенных обстоятельств не позволило заранее подготовиться к этому празднику, и если бы не твердая и абсолютно однозначная позиция руководства Сукачевской усадьбы, где традиционно и проходит турнир, как знать, не появилась бы в истории его проведения первая пауза. Уж слишком все складывалось не так…

Но было обидно, если бы это произошло, ведь именно в нынешнем году В.П. Сукачеву исполнилось ровно 160 лет со дня его рождения. Причем шахматисты собрались в канун этого праздника и, можно сказать, стали его первооткрывателями. И также впервые мероприятие прошло в заново отстроенной картинной галереи усадьбы, явившись опять же своеобразной презентацией накануне ее официального открытия, состоявшегося через два дня.

Вот столько интересных особенностей сопровождало этот турнир. Юбилейный для самого Сукачева, он стал почти юбилейным и для организаторов. Хотя ни каких медалей по этому поводу отчеканено не было, сам факт причастности шахмат к этой личности и к иркутской истории в целом позволяет наедятся на продолжение и развитие традиции.

Примерно об этом говорила на открытии соревнования заведующая музеем-усадьбой Наталья Гончаренко, которая радушно приветствовала шахматистов в новом для них помещении. До этого турниры проходили в двух других домах усадьбы (по два раза в каждом), а сейчас поклонники Каиссы обжили новые апартаменты.

Многие успели к этому моменту осмотреть экспозицию, побродив по комнатам двухэтажного особняка, так что уже со знанием дела внимали рассказу Натальи Валерьевны, пожелавшей в итоге шахматистам успехов на выбранном поприще.

И еще раз было выдвинуто предположение, что именно В.П. Сукачев, обладавший большими связями в Петербурге и друживший со многими высокопоставленными чиновниками, помог иркутянам в 1905 году первым на территории от Урала до Тихого океана зарегистрировать общество любителей шахматной игры.

Как уже не раз отмечалось, Владимир Платонович, живший в те годы в столице, активно помогал иркутскому землячеству в пробивании важных для нашего региона решений, продолжал финансировать все свои благотворительные проекты на родине и вообще вел себя крайне патриотично. И чем больше мы узнаем его личность, а так же условия существования шахматной жизни в регионах, тем больше убеждаемся в его причастности к регистрации первого в Иркутске шахматного клуба.

До этого все попытки сибиряков и дальневосточников создать, как тогда говорили, «правильную» организацию натыкались на явное нежелание столичных властей давать шахматистам законные права. И это не смотря на то, что во главе многих обществ стояли губернаторы, вице-губернаторы и прочие важные лица. В Иркутске же организатором явился всего лишь частный поверенный В.М. Ровинский, которому, однако, все удалось.

Видимо, государственные чиновники хорошо помнили, как под эгидой шахматных клубов создавались различные политические общества, которых интересовало развитие и распространение вовсе не шахматных идей. В 1863 году, например, в Петербурге был закрыт и арестован практически в полном составе шахматный клуб, являвшийся, по сути, филиалом революционной организации «Земля и воля».

Еще одной бедой стало для властей распространение карточных игр, которые были официально запрещены и потому также стремились спрятаться под вывеской шахматных клубов. Именно такие организации обычно и прикрывали собой высокопоставленные вельможи, к шахматам, как правило, равнодушные, но очень охочие до азартных игр. Деньги в таких заведениях крутились немалые, и зачастую проигрывались очень большие суммы, в том числе и казенные. Ясно, что государство не могло поощрять подобные притоны.

Как результат, несмотря на то, что во многих городах Сибири шахматные кружки появились намного раньше, чем в Иркутске, честь быть первым официальным шахматным городом принадлежит именно столице Восточной Сибири. Другие, даже такие мощные и многозначительные организации, как красноярская, омская или томская, где количество членов исчислялось многими десятками, так и не смогли пробиться сквозь чиновничьи препоны.

Характерна ситуация с Владивостоком, где местные организаторы после пяти лет настойчивой работы наконец-то смогли в 1901 году оформить нужные документы и направить их на утверждение в Петербург, но итог мы знаем: общество так и не было зарегистрировано. И так по многим городам.

Так что причина успеха иркутских шахматистов вполне понятна – вмешалась чья-то серьезная поддержка. Ведь сумела же отнюдь не самая значимая в России Коломна годом позже (в1906 году) повторить этот путь, а ведущие сибирские города, начавшие гораздо раньше, так и остались без своих шахматных обществ. Видимо, тоже сыграл свою роль пресловутый «человеческий» фактор, который у Коломны был, а у других городов – нет.

Как бы то ни было, но есть все условия «подозревать» Сукачева в поддержке шахматных идей, тем более что ранее, когда он еще жил в Иркутске, за ним такое водилось. Жаль, что пока ни как не находиться более веских, так сказать, материальных подтверждений, что городской голова сам играл в шахматы. Хотя, что это так и было, сомнений уже давно не вызывает. Уж слишком это в духе и характере Владимира Платоновича. Так нужно искать!

Рамиль Мухометзянов.