Хрупкие изделия, пережившие столетия, представлены на обозрение иркутянам.
28 июля в музее-усадьбе В.П. Сукачева отметят день рождения хозяина поместья – известного русского мецената, городского головы и основателя художественного музея Владимира Платоновича Сукачева.
Усадьба В.П. Сукачева, которая сегодня стала филиалом художественного музея, является одной из самых красивых достопримечательностей Иркутска – к счастью, так случилось, что ни частые иркутские пожары, ни огонь революции, ни «чистки» города в 50-60-е годы XX столетия, когда сносились старые дома для строительства благоустроенного жилья, не уничтожили этот памятник.
Усадьба была построена в 80-х годах XIX века. В это время Владимир Платонович Сукачев, окончив курс обучения в Киевском университете, вместе с молодой женой, надеждой Владимировной, вернулся в родной Иркутск. Полученный по наследству огромный дом не Мелочном базаре ( в настоящее время это здание областного суда) показался молодым супругам слишком большим и неуютным. Тогда они скупили на окраине тогдашнего Иркутска несколько участков земли на отрезке улицы Иерусалимской (ныне 1-я Советская) от Ланинской (ул.Декабрьских Событий) до Саломатовской (ул. Карла Либкнехта) и в течении трех-четырех лет отстроили усадьбу в лучших традициях дворянского поместья: господский дом, который не сохранился до настоящего времени, картинная галерея с кабинетом хозяина, флигель прислуги, конюшня, дом для гостей, оранжерея - всего 17 построек. Среди них два здания имели общественное значение – картинная галерея и школа для девочек. Еще был выстроен ряд других построек, таких как грот, беседка, горка.
Коллекцию картин Владимир Платонович начал собирать еще в молодости. По возвращении в Иркутск и него уже было небольшое собрание произведений русских художников. Сукачев мечтал не просто разместить их у себя в доме, но и представить их на обозрение горожан, приобщить их к искусству. Заботился он и о культурном просвещении молодежи.
Сукачев отказался от мысли выставить картины в музее и решил устроить у себя в усадьбе специальную картинную галерею. Под галерею он отвел отдельное здание, где 12 комнат были заполнены картины, скульптурами, предметами декоративно-прикладного искусства. Галерея Сукачева была открыта для всех желающих. За символическую плату любой иркутянин ( а дети могли пройти бесплатно) мог насладиться творчеством известных русских живописцев – Репина, Максимова, Боголюбова, Айвазовского, а так же увидеть копии с картин Рафаэля, Корреджо, Мурильо, Рубенса, которые были выполнены по заказу Сукачева непосредственно с оригиналов в музеях, где они выставлялись. Нередко сам хозяин водил для своих гостей по галереи, рассказывая о картинах и их создателях.
После отъезда хозяев в столицу судьба усадьбы складывалась непросто. Здесь размещался дом ребенка, а с 50-х годов – детский сад. Постройки разбирали на дрова, при установке памятника-танка разобрали барский дом. Парк вырубили под танцплощадку, многие диковинные растения, выписанные Сукачевым из ботанических садов, погибли.
В 1986 году усадьбу передали в ведение Иркутского областного художественного музея. Начались проектные консервационно-реставрационные работы, которые из-за финансовых трудностей пришлось на несколько лет приостановить. В 1998 году реставрация возобновилась, благодаря чему в наше время можно увидеть выставку «В.П. Сукачевы – меценат и общественный деятель», осмотреть флигель, бывшую конюшню, дом прислуги и кухню.
Среди многообразия произведений искусства особое внимание посетителей привлекает фарфоровая коллекция. Она сформировалась в 1920-1930-е годы. Первые изделия поступили с фабрики «Сибфарфор» и из музея Народоведения. Важнейшим источником стал Государственный музейный фонд.
Собрание фарфора и фаянса расположено в доме прислуги и кухне. Здесь мы видим строгие произведения из Англии, Австрии и Голландии XVII – первой половины XX века – эта посуда в стиле классицизма. Среди фаянсовых изделий иркутского собрания уникально дельфтское блюдо конца XVII века с подглазурной синей росписью. Как уверяют искусствоведы, эти орнаменты, в которых просматриваются восточные мотивы, были исполнены в известной тогда мастерской К. Фан дер Клоота.
Представлен в экспозиции и французский фарфор – необычайно нарядные произведения с городскими пейзажами, пасторальными сценками, изображениями людей и животных, рукотворных пышных букетов и фруктов. Можно увидеть такжк фарфор из германии и Дании XVIII-XIX веков – подобные пейзажи, изображения птиц, морских животных, цветов в несколько блеклых, пастельных тонах.
Настоящее фарфоровое великолепие восхищает и не оставляет равнодушным. В полной мере оценить красоту и изящество изделий можно, посетив известную усадьбу и проникнувшись атмосферой того времени.
Оксана Коваленко.
|