Практически в центре сегодняшнего Иркутска есть уникальное место -- утопающая в глубине парка усадьба Владимира Сукачева со строениями удивительной красоты. А недавно, перед самым Новым годом, в усадебном комплексе открылся еще один дом -- центральный, украшенный кружевом белой пропильной резьбы, памятник истории и культуры федерального значения.
От этого дома трудно отвести взгляд -- хочется рассматривать детали декора и в то же время охватывать глазами все строение в целом, стройное, эстетически выверенное, - гордость иркутской архитектуры. Его открытие стало настоящим праздником и для всех иркутян, и в особенности – для работников Иркутского художественного музея, который носит имя своего основателя Владимира Платоновича Сукачева. Об уникальности усадьбы рассказывает директор Иркутского областного художественного музея имени В.П.Сукачева Елена Зубрий.
Судьба уютной, окруженной зеленью парка городской усадьбы Владимира Платоновича Сукачева сложилась удачно. Ей повезло больше, чем иным усадьбам: подавляющее большинство практически исчезло, иные утратили свой эстетический вид. Иркутская усадьба Сукачева, несмотря на смену хозяев и характер использования в советское время, неплохо сохранилась. Сохранились ее историческая целостность, ландшафтная основа, парк и изумительной красоты здания. В наши дни усадьба представляет собою непреходящую ценность минувших времен, подлинное материальное свидетельство достижений сибирского зодчества в области архитектурного ансамбля и садово-паркового искусства XIX столетия. Усадьба Сукачевых застраивалась в период 1882--1888 годов и вплоть до отъезда своих владельцев была одним из культурных и духовных центров Иркутска, местом притяжения интеллигенции, ученых и творческих людей - писателей и художников, музыкантов и артистов, а также центром формирования уникальной сибирской картинной галереи и проведения благотворительных мероприятий. Это был теплый и очень гостеприимный дом. Здесь устраивались гуляния для воспитанниц института благородных девиц и учащихся гимназий, обеды для известных гостей, высших гражданских и духовных лиц города и края. Сукачевы вполне могли обосноваться в доставшемся им по наследству великолепном каменном особняке Иннокентия Трапезникова в центре города (сейчас возле площади Труда), но они создали свою усадьбу, блестяще реализовав в ней свои представления о красоте, гармонии и уюте.
На решение Сукачевых построить усадебный комплекс могла повлиять традиционная приверженность русского человека к усадебному образу жизни. В послереформенной России конца XIX века возникает новый тип усадьбы как культурного и духовного центра, своеобразной мастерской для формирования и развития творческой личности. Таковы усадьбы художника В.Д.Поленова на Оке, мецената С.И.Мамонтова в Подмосковье (Абрамцево), И.Е.Репина под Санкт-Петербургом (Пенаты)... Усадьба Сукачевых во многом созвучна их роли и месту в культурном пространстве России. Сукачевы приехали в Иркутск в начале 1880-х, после опустошительного пожара 1879 года, уничтожившего две трети города. Для устройства на новом месте они приобрели участок земли в Кокуевской роще, на возвышенности Иерусалимской горы. Вид с Иерусалимской горы давал превосходный обзор центра старого Иркутска с его шумными торговыми площадями и золотыми куполами церквей, городских предместий с еще не освоенными зелеными массивами и монастырями, а также знаменитого Московского тракта. Усадебный комплекс строился постепенно, многие строения создавались с учетом уже существующих, и нужен был архитектор, который мог работать с листа, а не по завершенному проекту. Молодой, энергичный, восприимчивый к новым веяниям городской архитектор В.Н.Каразин хорошо подходил для этих условий, он и стал автором проекта. Сукачев и Каразин были связаны деловыми финансовыми отношениями в делах ряда золотопромышленных компаний. У них было единство взглядов на состояние дел в ведении городского хозяйства в годы его возрождения после пожара. Сближению Сукачева и Каразина как двух творческих натур могла содействовать и общая любовь к коллекционированию, и увлечение театром и музыкой. Итак, энергичный и талантливый молодой архитектор, компаньон в делах золотопромышленных компаний, единомышленник, убежденный в необходимости изменения дел в городском управлении, и творчески одаренный человек становится ключевой фигурой в создании детища Сукачевых -- усадьбы с обширным парком. Сукачевы надстраивают дом вторым этажом, меняют его планировку. Фасад главного дома богато украшают декоративными элементами. Карнизные пояски, кронштейны, заполнения фронтонов свидетельствуют о богатой фантазии и изобретательности сибирских мастеров, впитавших и некоторые орнаментальные формы Востока. Главный дом венчает якорь - доминанта всей усадьбы, ее самая высокая точка. Водружая якорь на крышу главного дома, Сукачевы, вероятно, утверждали свое желание навсегда остаться в Иркутске, бросить здесь якорь, и свою жизнь и деятельность посвятить процветанию сибирского края. Но вернемся к главному дому. Хозяева заботились об обустройстве его интерьеров, приспособленности для теплых семейных вечеров и для размещения здесь художественной галереи, ставшей частью их жизни, предметом постоянной заботы и гордости. Сложное архитектурное и художественное решение внутреннего пространства главного дома, декоративное убранство интерьеров -- все было выполнено с тем чувством меры и изысканности, которое свидетельствовало о хорошем художественном вкусе владельцев. В богато декорированной гостиной, рабочем кабинете хозяина усадьбы, библиотеке и комнатах размещались рояль, высокие зеркала, оправленные в старинные рамы, инкрустированные столики, бюро, стулья, кресла и диванчики, обшитые кожей и сафьяном, редкие китайские ширмы и вазы, превосходные бронзовые канделябры и изысканный фарфор российских и европейских фирм. Стены дома украшали картины - это и была коллекция русской живописи XIX столетия, сложившаяся за три десятилетия. Бесценное собрание дополняли изображения нескольких поколений семьи Трапезниковых-Сукачевых. В 1888 году к главному дому был сделан каменный пристрой с зимним садом и бильярдной. Интерьер зимнего сада и бильярдной отличался большим вкусом и изяществом -- все это создавало художественно законченное и безупречное по пропорциям пространство. К 1888 году формирование обширного усадебного комплекса завершается. В него входили: главный двухэтажный дом с диагональным пристроем для зимнего сада и бильярдной, двухэтажный флигель для прислуги с ажурной открытой галереей с трех сторон второго этажа, одноэтажный дом для гостей, службы с конюшней, школа для девочек, амбары, оранжерея, ледник, каретник, павильон "Горка" и большой роскошный парк с малыми архитектурными формами и гротом. Усадьба Сукачева явилась ярким примером совершенствования архитектурных и строительных приемов, благотворно прижившихся в Иркутске в последней трети XIX столетия. Аналогов ей нет не только в иркутском регионе, но и во всей Сибири.
С окончанием строительства главного здания усадьбы с картинной галереей началось планирование обширного участка девственной Кокуевской рощи. Сукачев, вооруженныйполученными в Киевском университете знаниями в области естественных наук, увлеченно работает над планировкой парка и посадками различных пород деревьев, кустарников и цветов. Свой опыт он использует и позднее, став в 1885 году городским головой.Мечта молодого, прогрессивно мыслящего человека, каким был Сукачев, - охватить Иркутск зеленым кольцом парков и садов по набережной Ангары. Озеленяет Сукачев и центральную улицу города - Большую - и разбивает на ней сквер около драматического театра.
Так случилось, что из-за болезни Надежды Владимировны в январе 1898 года Сукачев подает прошение об отставке, и семья покидает Иркутск. Прислуга, оставшаяся в усадьбе, продолжала содержать дома и сад; жилые помещения из-за сложных финансовых обстоятельств хозяина сдавались в аренду. До 1905 года доверенным Сукачева в управлении усадьбой и постояльцем ее был Николай Глушков - глава многодетной семьи, заместитель Сукачева в период управления им городом. В последующие годы миссия управляющего была возложена на ученого-геофизика, возглавлявшего в то время Иркутскую метеорологическую обсерваторию, - Владимира Болеславовича Шостаковича, дальнего родственника Сукачевых по линии Трапезниковых. Их заботами художественная галерея и парк оставались открытыми для иркутского общества. Но вот произошла революция. В 1920 году по поручению Надежды Владимировны Сукачевой Владимир Болеславович Шостакович передал все имущество усадьбы советским властям - представителям Иркутского губернского отдела народного образования. В Государственном архиве Иркутской области сохранился подписанный В.Б.Шостаковичем документ – опись имущества Сукачевых.
После муниципализации усадьбы в 1920 году в ней поочередно были размещены иркутские школы-коммуны, дом ребенка, детский сад с выделением им небольших участков земли. Это спасло дома от разорения, сноса или капитальных переделок. В зданиях осталась прежняя планировка, сохранилась лепнина потолков, стен, декоративное убранство фасадов.
Парк десятилетиями использовался как городской сад, именовавшийся Первомайским, со зверинцем, танцплощадкой, аттракционами, бильярдом и знаменитой в городе каруселью. Зеленая зона парка изменилась: состарились некоторые виды деревьев, затянулись зеленью и травой аллеи и дорожки, одичала растительность, превратив когда-то с любовью обустроенный сад в густые заросли. Однако видовой состав древесных насаждений остался практически неизменным, и сегодня, как и прежде, в парке растут кедры, лиственницы, березы, клены, тополя... Сохранились и реликтовые посадки деревьев и кустарников, произведенные Сукачевыми.
В 1987 году уникальный усадебный комплекс с обширным старинным парком вошел в состав Иркутского художественного музея, которому было присвоено имя его основателя - Владимира Сукачева. Комплексу был придан статус памятника федерального значения. В экспозициях усадьбы собраны интересные коллекции произведений искусства, предметов быта XIX столетия, большая часть которых принадлежала семье Сукачевых. В течение долгих десятилетий они реставрировались и возвращались в родовое гнездо. Многое было подарено музею родственниками Надежды Владимировны и Владимира Платоновича в благодарность за сохраненную память об этих удивительных людях. Конечно, полная реставрация всего усадебного комплекса невозможна. В XX веке в связи с захватом части земли под строительство территория усадьбы несколько сократилась, изменилась и окружающая среда, усилилась нагрузка современной городской инфраструктуры. В наши дни мемориальная усадьба стала национальным достоянием, особой ценностью Иркутска, в усадьбе бережно сохраняется хроника былого - воспоминания об ушедшей эпохе и ее современниках. Здесь как бы происходит общение с иными поколениями и иными временами; особая атмосфера красоты и любви возвращает нас к вечным ценностям бытия. С открытием дома усадьба обретает все более жилой вид. Выступивший на церемонии заместитель губернатора Александр Моисеев поздравил гостей и хозяев от имени губернатора Игоря Есиповского и правительства области. - Эта усадьба и этот дом - настоящая жемчужина Иркутска, уверен: второго такого не найти на огромном пространстве до Тихого океана, - сказал он. - Работы здесь велись почти 20 лет. Наверное, восстанавливать такие культурные ценности надо активнее и быстрее - иначе многих из них мы можем просто недосчитаться. Хочу поблагодарить тех, кто принимал участие в реставрации усадьбы и дома, служителей этого музея, поздравляю и всех иркутян. И давайте помнить: если каждый из нас хоть чем-то поможет возвращению таких культурных объектов - это будет бесценно!
В выполнении работ принимали активное участие коллектив архитекторов во главе с Алексеем Бельским, компания "Три века" во главе с Юрием Шкуропатом, Центр сохранения наследия, предприятие Стройсервис - словом, здесь на совесть поработали проектировщики и архитекторы, строители и реставраторы, монтажники оборудования и отделочники. Всем им огромное спасибо. Как сказал генеральный директор Стройсервиса Андрей Ше Ган Сик, таких зданий по всей России осталось немного, и мы можем гордиться, что один из уникальных памятников украшает Иркутск.
Любовь Сухаревская
|